Конференция проходила в Государственном Кремлевском Дворце и организована при поддержке Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания России, Правительства России, Минрегионразвития России, Минпромэнерго России, МИД России, Росгидромета, Росэнерго, Росавиакосмоса, ТПП России, РСПП, РАН, Правительства Москвы, научно-экологических центров, высших профильных учебных заведений, ведущих общественных экологических организаций, включая Российский Зелёный Крест и др.
Уважаемые коллеги! Дамы и Господа!
Название нашей конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики». Мне хотелось бы рассказать вам, что делает общественная организация «Российский Зелёный Крест» именно в этом направлении.
Одним из направлений деятельности Российского Зелёного Креста является продвижение альтернативной энергетики для модернизации сельскохозяйственного производства того самого сектора реальной экономики.
РЗК выполняет координирующую роль, организуя взаимодействия между учеными, специалистами, разработчиками технологий и производителями оборудования в области энергетики, экологии, сельского хозяйства, производителями, переработчиками и поставщиками сельскохозяйственной продукции, и, как член ассоциации Международного Зелёного Креста. Пытается привлечь иностранные ресурсы для реализации конкретных проектов в России.
Сегодня можно выделить следующие главные взаимосвязанные конфликты, сопровождающие развитие сельского хозяйства в России:
Неуклонный рост цен на основные энергоносители самым неблагоприятным образом сказывается на рентабельности сельскохозяйственного производства. В российских условиях до половины себестоимости основных сельскохозяйственных продуктов составляют затраты на электроэнергию, моторное топливо и удобрения. По этой причине уже сегодня многие производители продовольствия, особенно мелкие и средние хозяйства фактически поставлены на грань выживания. Дальнейший рост тарифов может привести к их банкротству. Между тем сегодня такими хозяйствами производится до 50% объемов продовольствия в России. Поэтому задача сокращения зависимости сельскохозяйственного производителя от колебания цен на рынке энергоносителей чрезвычайно актуальна, особенно в условиях экономического кризиса.
Не менее актуальна задача ослабления давления сельскохозяйственного производства на энергетический рынок за счёт перевода сельскохозяйственного производства на альтернативные виды энергетики. По оценкам вклад от переработки отходов животноводства в энергию может составить до 23% от суммарного производства электроэнергии в России.
Существенное энергосбережение может быть достигнуто также при расширенном производстве и использовании органоминеральных удобрений – продуктов переработки отходов животноводства и растениеводства. Широко используемые сегодня минеральные азотные удобрения требуют чрезвычайно высоких затрат энергии при производстве. В 2007-2008 годах стоимость минеральных удобрений выросла на 47%. Их замена на органические удобрения позволит сократить общие энергетические затраты при производстве продовольствия в стране на 40-45%.
Существующее сельскохозяйственное производство в России признанно одним из главных загрязнителей территорий. Особенно неблагоприятное воздействие на экологическую обстановку оказывают животноводческие фермы. Жидкие стоки из переполненных навозохранилищ отравляют поверхностные и грунтовые воды, земельные угодья, убивают почвенную флору и фауну, загрязняют атмосферный воздух, неприятные запахи ухудшают условия проживания и снижают кадастровую стоимость земельных участков прилегающих к фермам. Кроме того, качество и плодородие почв ухудшается из-за многолетнего внесения минеральных удобрений и ядохимикатов. Переработка навозных стоков и других отходов сельскохозяйственного производства позволяет полностью устранить их вредное влияние на окружающую среду.
Отходы сельскохозяйственного производства являются прямым и косвенным источником парниковых газов: углекислого газа и метана. Навоз при разложении в навозохранилищах выделяет в атмосферу различные газы, в том числе парниковый газ – метан. Стоки навозохранилищ при попадании в водоемы провоцирует разрастание сине-зеленых водорослей, которые в процессе жизнедеятельности усиленно выделяют углекислый газ, а после отмирания – метан. По оценке ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) животноводство обеспечивает поступление до 18% всех парниковых газов планеты. Техническая и технологическая перестройка сельскохозяйственного производства позволяет не менее чем вдвое снизить долю парниковых газов поступающих в атмосферу и дает право на продажу соответствующих квот на международном рынке.
Направление работВ большинстве регионов России действуют региональные программы развития агропромышленного комплекса. Работа Зелёного Креста направлена на дальнейшее их развитие и корректировку в соответствии с выделенными приоритетами.
Эту работу Российский Зелёный Крест планируется проводить в несколько этапов:
Дальнейшие этапы будут направлены на использование накопленного опыта при его адаптации к местным условиям и тиражировании в большинстве регионов России.
Итогом этой деятельности РЗК будет широкое распространение передовых методов сельскохозяйственного производства и создание на этой основе модернизированной отрасли народного хозяйства способной разрешить указанные конфликты, содействовать укреплению энергетической, экологической и продовольственной безопасности и повышению качества жизни населения России.
Краткое описание вертикально-интегрированных сельскохозяйственных компаний
Мировые тенденции и отечественный опыт развития сельскохозяйственного производства показывает экономическое преимущество комплексных хозяйств соединяющих воедино производство сельскохозяйственного сырья, его переработку и сбыт продовольственных товаров в рамках единой холдинговой системы.
Еще более эффективными и экологически безопасными представляются предприятия, на которых энергетический потенциал биомассы производимой сельскохозяйственной продукции и отходов используется в рамках единых вертикально интегрированных компаний, объединяющих производство продуктов растениеводства, кормов, продуктов животноводства, систему сбора и утилизации отходов, энергетическую систему, перерабатывающие цеха, участки складирования и упаковки, систему транспортировки и сбытовую сеть.
Особенность подобных компаний состоит в их практически полном самообеспечении электроэнергией, теплом (холодом), моторным топливом и удобрениями (см. схему).
Это позволяет:
Низкая себестоимость получаемых продуктов питания, их высокие пищевые и экологические кондиции, в сочетании с высокой продуктивностью позволяют компаниям сравнительно легко завоевать рынок и вытеснять с него некачественные и дорогие продовольственные товары.
Высокие и устойчивые доходы предприятия обеспечивают повышение уровня оплаты труда персонала, а относительно дешевое и качественное продовольствие способствует общему повышению качества жизни в сельских поселениях
Для удовлетворения интересов городов требуется организация надежной сбытовой сети. Это позволит гарантировать снабжение городского населения продуктами питания по относительно низким ценам, уменьшить городское энергопотребление за счет вывода значительной части перерабатывающих производств за пределы города и позволит создать оптимальную логистическую систему снабжения продовольствием. Возможна также поставка в город излишков моторного топлива, получаемого из биомассы выращиваемой на энергетических плантациях.
Широкое распространение сети подобных компаний особенно вблизи крупных городов и мегаполисов будет способствовать:
Зелёный Крест планирует разместить несколько пилотных проектов в тех субъектах РФ, где у РЗК есть региональные организации. Эти проекты следует рассматривать как первые шаги на пути модернизации сельскохозяйственного производства на всей территории России.
В качестве первого, в 2008-2010 годах предлагается осуществить пилотный проект модернизации сельскохозяйственного предприятия в Рязанской области.
Уважаемые коллеги!
Вы хорошо понимаете, что решить поставленные задачи только силами гражданского общества,, а Зелёный Крест – одна из его активных ячеек, будет очень сложно, если не невозможно. Мы уже активно взаимодействуем с бизнесом, который готов участвовать в реализации этой программы. Но без участия государства, в лице федеральных и региональных органов исполнительной власти достичь результатов в «реальном секторе экономики» невозможно!
Сегодня здесь, в этом зале присутствуют представители практически всех федеральных ведомств, вклад которых в реализацию предложенной Зелёным Крестом программы жизненно необходим. Мы очень надеемся, что наша конференция – это то самое место, где гражданское общество может донести до власти и бизнеса необходимости согласованных усилий для реализации «национальной экологической политики».
Надеюсь, что мы не зря потратили время и то , о чем я рассказал в своем кратком выступлении, станет одним из приоритетов национальной экологической политики в реальном секторе экономики.
Спасибо.