Вышло решение XVI Международной конференции “Экологическое образование в интересах устойчивого развития”

12.08.2010 В рамках программы Российского Зелёного креста “Экологическое образование и просвещение” 25–26 июня 2010 г. в Москве состоялась XVI Международная конференция “Образование в интересах устойчивого развития”.

Партнёрами Конференции выступили Международный Зелёный крест, Российский экологический конгресс, Социально­-экологический Союз, Академия МНЭПУ, Швейцарский Зелёный крест, Норвежское общество охраны природы.

Конференция прошла при поддержке Посольства Финляндии в России.

В её работе приняли участие почти 200 человек из 38 региона России, а также Швейцарии, Норвегии, Эстонии, Беларуси, Украины, Молдовы, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана – представители государственных, общественных и научных организаций, природоохранных служб, средств массовой информации, специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, преподаватели ВУЗов, методисты, учителя и другие заинтересованные лица.

Среди целей Конференции – выработка предложений по организации введения экологического образования в формате образования для устойчивого развития (ОУР) в систему государственных стандартов; предложение комплекса мер по эффективному выполнению поручений Госсовета России 27 мая 2010 г.; анализ существующих проблем в образовании для устойчивого развития и влияющих на него факторов; выявление и распространение лучшего опыта в данной сфере.

Ключевыми вопросами на конференции стали:
  • концептуальная модель образования для устойчивого развития;
  • смена приоритетов в содержании ОУР и методах обучения;
  • источники содержания образования в интересах устойчивого развития;
  • интеграция деятельности школ, учреждений дополнительного образования детей (или систем дополнительного образования внутри школы) и неформального образования (общественного экологического движения);
  • обучение детей в живой природе;
  • экологическая безопасность как приоритет государственной политики.
Участниками Конференции был дан обзор деятельности по образованию для устойчивого развития в Центральной Азии, Европейском Союзе, Азербайджане и других странах, рассмотрены проблемы экологической безопасности в современном мире (на примерах химической и биологической безопасности), вопросы просвещения в области устойчивого водопользования и энергоэффективности, а также социальной и медицинской помощи людям (в первую очередь, детям), вынужденным проживать в экологически неблагополучных регионах страны.
Острыми были дискуссии по вопросам терминологии, подходов к обновлению содержания образования, инновационным педагогическим технологиям в обучении.

Большой интерес вызвали сообщения об опыте внедрения идей устойчивого развития в образовании дошкольников, о формах и методах его преподавания в высшей школе, о возможности рассматривать ОУР как надпредметное направление школьного образования, опыте по ОУР в Санкт­-Петербурге и Эстонии.

Проведены 2 пленарных заседания, 5 секций и 3 круглых стола.

Секции
  • Новые грани образования в интересах устойчивого развития;
  • Экологическая безопасность в условиях города и вопросы просвещения;
  • Здоровье среды = здоровье человека (вопросы просвещения);
  • “Умная энергия” и проблемы просвещения;
  • Просвещение в области устойчивого водопользования.
Круглые столы
  • Проблемы и перспективы экологического образования в России;
  • Живая природа и просвещение;
  • Ресурсы библиотек для образования в интересах устойчивого развития.
Участники Конференции констатировали, что:

Накоплен уникальный опыт и разработана достаточно полная методологическая база, как, например, в Москве, где действует Межведомственный совет по экологическому образованию города, позволяющий успешно преодолевать межотраслевые разногласия при реализации задачи системного внедрения образования для устойчивого развития. Однако ни этот опыт, ни великолепные разработки российских специалистов не используются Минобрнауки России и не внедряются в систему государственных образовательных стандартов.

При этом, Минобрнауки и Минприроды России проигнорировали рекомендации парламентских слушаний в Госдуме России “Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития” (2006), не приняли участия в обсуждении проекта Национальной стратегии образования для устойчивого развития, представленного в Гособразование (2008), уклонились от исполнения Указа Президента России № 889 от 04.06.08 в части включения в государственные стандарты образования основ экологических знаний.

Россия до сих пор не присоединилась к Орхусской конвенции (Дания, 1998) “О доступе к экологической информации, участии общественности в принятии решений в области охраны окружающей среды и доступе к правосудию для защиты экологических прав граждан”, что не позволяет усилить активность граждан страны в решении вопросов экологической безопасности, проведении экологической модернизации государства.

Настало время принятия политических решений, что подчеркнули итоги Госсовета России, состоявшего 27 мая 2010 г., в части необходимости включения экологического образования в государственный образовательный стандарт.

Обсудив состояние, проблемы и перспективы развития экологического образования в интересах устойчивого развития, роль России в международном сообществе, Конференция решила:

1. Просить Правительство России
    1.1. Принять постановление, включающее экологическое образование для устойчивого развития в число вопросов, за которые отвечает Минобрнауки России, записав п. 5.2.7. Положения о Министерстве (Постановление Правительства России от 15 мая 2010 г. № 337) в следующей редакции: “федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе в части подготовки кадров для сферы нанотехнологий, экологического образования для устойчивого развития, федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования …” и далее – по тексту.
   1.2. Назначить Минобрнауки России ответственным за исполнение указаний и поручений Президента и Правительства России о введении экологического образования для устойчивого развития в систему государственных образовательных стандартов и создании государственной системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития.
   1.3. Подписать Конвенцию ЕЭК ООН “О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды” (Орхус, 1998)
   1.4. Поручить Минобрнауки России образовать межведомственную комиссию для разработки комплекса мер по созданию государственной системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития, включающего в т.ч.:
  • разработку при участии всех заинтересованных ведомств и общественных организаций национальной стратегии образования, просвещения и воспитания в интересах устойчивого развития, а также национального плана реализации Стратегии ЕЭК ООН в интересах устойчивого развития;
  • дополнение разрабатываемого законопроекта “Об образовании в Российской Федерации” статьёй (пунктом) об экологическом образовании в интересах устойчивого развития (глава 2. Система образования);
  • предусмотрение в Федеральной целевой программе “Развитие образования” направление “Формирование системы экологического образования, просвещения и воспитания в интересах устойчивого развития”;
  • включение в Государственный образовательный стандарт среднего и высшего профессионального образования обязательного минимума содержания в области профессиональной экологии, который может быть реализован в рамках соответствующего курса для будущих специалистов;
  • введение в учебные планы педагогических вузов специального предмета, обеспечивающего подготовку будущих педагогов в области экологического образования в интересах устойчивого развития;
  • создание в инвариантном компоненте Базисного образовательного плана общеобразовательных учреждений с 1 по 11 класс образовательной области “Экология, устойчивое развитие и безопасность жизни”, с обязательным обобщающим мировоззренческим (надпредметным) курсом в 9 и 10 (11) классах;
  • введение в федеральный компонент базисного учебного плана общеобразовательной школы предмета “Экология и устойчивое развитие”, интегрирующего все составляющие образования, имеющие значение для реализации концепции устойчивого развития; разработку с привлечением учёных и специалистов образовательного стандарта этой учебной дисциплины;
  • проведение инвентаризации инициатив (в том числе общественных) в области образования для устойчивого развития и подготовку аналитического доклада о состоянии этого направления деятельности в субъектах Федерации;
...

4. Направить настоящее решение в Администрацию Президента, Правительство, Госдуму, Минобрнауки и другие высшие органы государственной власти России, а также в общественные экологические организации.

Конференция приняла обращение о серьёзной экологической угрозе в случае реализации планов подъёма Чебоксарского вдхр. выше существующей отметки.

Конференция выразила благодарность дирекции “Горбачев-фонда” и руководству МНЭПУ за прекрасные условия, созданные для работы.

Полный текст решения конференции здесь

Возврат к списку