РЕКОМЕНДАЦИИ Х1Х международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт развитых стран для стран с развивающейся и переходной экономикой»

28.06.2013

РЕКОМЕНДАЦИИ Х1Х международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт развитых стран для стран с развивающейся и переходной экономикой» 26 июня, 2013 г., Москва

Традиционная международная конференция по проблемам экологического образования для устойчивого развития проходит в то время, когда 2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды, и совпадает с юбилейными датами выдающихся ученых мирового уровня: 150-летие со дня рождения российского естествоиспытателя Владимира Ивановича Вернадского и 95-летие Никиты Николаевича Моисеева – нашего современника, общественного деятеля, основателя идеи и проведения этой конференции. Научное наследие двух великих соотечественников позволяют еще раз осмыслить систему взглядов на окружающий нас мир и определить новые подходы в понимании современной картины мира со всеми ее проблемами глобализации и устойчивого развития, демографическими процессами и цивилизационными противостояниями.

Ноосферная теория В.И. Вернадского и теоретические воззрения Н.Н. Моисеева определили направления действий различных социальных институтов на вступление нынешней человеческой цивилизации в этап информационного общества, когда современные информационно-коммуникационные технологии позволяют построить по-новому отношения гражданского общества и государства, внедрить дистанционные технологии в управление, перестроить методы обучения, делают современное экологическое образование для устойчивого развития неотъемлемой частью образования и культуры.

Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации», провозгласивший в качестве образовательной политики государства воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования расширяет возможности экологического образования для устойчивого развития с использованием опыта развитых стран, соответствующих международных соглашений, документов и рекомендаций.

Этому в значительной степени должен содействовать сравнительный и комплексный подход в оценке достижений отечественного образования и образования в развитых странах по реализации Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития и результативности мероприятий 10-летия ОУР, объявленного ООН на 2005-2014 годы.

Идеи образования для устойчивого развития стали основой модернизации образования во многих странах мира. В частности, в России ведущие педагоги отмечают значительный потенциал ОУР как для повышения качества образования в области охраны окружающей среды (например, энерго- и ресурсосбережение), так и для системы образования в целом – переход от репродуктивного к творческому обучению, развитие критического мышления, воспитание свободной личности, непрерывное образование в течение всей жизни, компетентностный подход, реализация ценностей экологической этики, объединение различных видов воспитания, социальное партнерство образовательных и необразовательных (культурных, природоохранных, производственных, общественных и пр.) организаций, модернизация устаревшей отечественной системы образования в целом (исходя из общешкольной модели ОУР) и её интеграция в международные образовательные системы.

Конференция рекомендует:

Образовательным учреждениям, преподавателям вузов, учителям школ и работникам дошкольных и внешкольных учреждений

- наполнять Экологическое образование для устойчивого развития содержательными аспектами, показателями и инструментарием реализации концепции «зеленой» экономики как составной части концепции устойчивого развития;

- реализовывать принцип экологизации на всех ступенях образования, вводить элективные экологические курсы и программы в области устойчивого развития, «зеленой» экономики для формирования новой культуры взаимоотношений подрастающего поколения и природы на принципах экологического и нравственного императивов Н. Н. Моисеева;

- осуществлять такой подход, как правило, без увеличения объема учебного материала школьных предметов, без нарушения его традиционной структуры и повышать качество его освоения за счет актуальных смыслов, систематизации и межпредметных связей, обеспечивать смысловую интеграцию экологического образования для устойчивого развития по «горизонтали» и по «вертикали»;

- на всех уровнях стандартного и дополнительного образования всесторонне и целенаправленно внедрять программы повышения квалификации преподавателей вузов, учителей школ, работников природных заповедников и ООПТ, занимающихся просветительской деятельностью;

- включить основные показатели «зеленой» экономики: энергосберегательные технологии, энергоэффективность, снижение углеродоемкости экономики и продукции; производство и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), использование наилучших доступных технологий (НДТ), вторичное использование ресурсов, снижение природоемкости производимых продуктов и услуг, уменьшение накопленного экологического ущерба, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и др. в программный материал дисциплин естественнонаучного и социально-гуманитарного, общепрофессионального и профессионального блоков учебных планов среднего специального и высшего профессионального образования;

- в период наметившегося глобального кризиса нравственных ценностей в западных странах и, в частности, ценностей семьи и полноценного детского счастья отражать в программах учебных курсов и спецкурсов гендерный контекст формирования экологической культуры молодежи;

- эффективным инструментом повышения квалификации педагогов в области образования в интересах устойчивого развития может стать проведение международных тренинговых семинаров и учебных визитов, которые можно рассматривать как способ усиления международного сотрудничества и стимул для повышения качества образования, как катализатор для расширения деловых и дружеских контактов жителей разных стран в области сотрудничества по переходу к устойчивому развитию.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

- опыт образования развитых стран показывают, что для соответствия экологического образования вызовам времени, необходимо коренное изменение всей системы отечественного образования, его философии и методологии на принципиально новом, целостном, понимании современной картины мира с учетом результатов исследований в области фундаментальных и прикладных наук;

- при формировании и уточнении федеральной целевой программы развития образования предусмотреть раздел «Экологическое образование для устойчивого развития», призванный стать механизмом реализации государственной образовательной политики в области «воспитания бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

Российской академии образования:

- предложить Российской академии образования направление фундаментальных исследований в области дидактики и технологий экологического образования для устойчивого развития.

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

- инициировать включение в лист ожидания поправок к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части дополнения главы 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся», статьи «Особенности реализации образовательных программ в области формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе и рационального природопользования»;

- совместно с Министерством образования и науки России ввести практику разработки и утверждения федеральных государственных требований к структуре основных образовательных программ и государственным образовательным стандартам по подготовке экологов, других инженерно-технических направлений, предусматривающих проблемы «зеленой» экономики и модернизации страны. Это же положение касается естественнонаучной и социально-гуманитарной подготовки по всем направлениям бакалавриата и магистратур.

Государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- предусматривать в ежегодных докладах о социально-экономическом развитии регионов показатели эффективности экологического образования, воспитания и просвещения в интересах устойчивого развития;

- включить в вопросы формирования экологической культуры результаты изучения экологических настроений населения в региональные и муниципальные программы социально-экономического развития и содействовать всестороннему отражению этих вопросов в региональных и местных СМИ.

Правительству Российской Федерации:

- привести в соответствие и согласование Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года и Государственной политики в области образования и науки в части кадрового обеспечения реализации принципов «зеленой» экономики как важного направления модернизации страны и ее устойчивого развития;

- утвердить Национальную стратегию экологического образования для устойчивого развития России и План ее реализации;

- учредить Межведомственную комиссию по координации экологического образования, просвещения и воспитания в интересах устойчивого развития и рекомендовать субъектами Российской Федерации создать аналогичные комиссии (советы);

- присоединиться к Орхусской конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхус, Дания, 1998) и рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации внести соответствующие изменения в образовательные стандарты и разработать методические рекомендации в области правового обеспечения экологического образования для устойчивого развития.


Возврат к списку